Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Какую бы вы оценку поставили сайту?
Всего ответов: 135

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Агулы

Поселения Агулов
Изучение поселений показывает, что при заселении, выборе места основатели селения, первоначальные поселяне руководствовались принципами, обусловленными природно-географическими условиями, хозяйственной деятельностью, уровнем социально-экономического развития, политическим положением и исторической обстановкой края. Типы заселения у агулов стабильны. Преимущественно заселяли южные склоны долин рек. Этому способствовал ряд причин: наиболее удобные для распашки земли находятся на нижних участках склонов, на речных террасах; местность защищена от холодных ветров, больших осадков, хорошо обогреваема солнцем в зимнее время, что очень существенно в суровых условиях высокогорной зоны; при сильно пересеченном рельефе со скальными выходами основные пути сообщения проходили по долинам рек; незамерзающие реки были водными источниками.

Одним из важнейщих условий, учитываемых при заселении участка, было наличие определенного количества земельных угодий вокруг поселения, способных "обеспечить хотя бы минимальные хозяйственно-экономические потребности населения. Это предполагает наличие на данной территории пастбищ, сенокосов и пахотных участков, необходимых для существования и длительного функционирования селения. Соблюдая хозяйственно-экономический принцип, агульские селения располагались на определенном расстоянии друг от друга в середине (центре) своей территории. В расположении хозяйственных угодий наблюдается определенная последовательность, закономерность: вокруг поселений освоены все пригодные земельные участки, созданы террасы, таким образом, в непосредственной близости от селения находятся пахотные участки, выше них — пастбища для ослов, телят, крупного рогатого скота, а на уровне альпийской зоны—летние пастбища. Оставленные под паром пахотные участки на одно лето также превращались в пастбища всей общины.

Острая нужда в пахотных землях и желание сэкономить, сохранить ее привело к необходимости занимать под поселение скальный выход, острый гребень горы или каменистый склон, которые были непригодны для хозяйственного использования, кроме того места эти были неприступными, хорошо защищенными естественными преградами. Следовательно, экономические соображения в данном случае совпадали с интересами обеспечения безопасности и неприступности поселения. Тыловая сторона поселений надежно защищалась высокими непроходимыми отрогами гор или нависшими скалами, у основания которых они располагались. К селению вели две—три узкие крутые тропы, хорошо обозреваемые из селения и легко защищаемые в случае необходимости небольшим числом людей.

Необходимость обеспечить безопасность поселения, сделать его труднодоступным была вызвана целым рядом причин, как внутреннего, так и внешнего порядка. Сказанное выше, в историческом очерке, достаточно ярко показывает, какой тревожной жизнью атулы жили, начиная с раннего средневековья и до окончательного присоединения Дагестана к России и конца Кавказской войны.

Свидетелями тяжелой борьбы и тревожного быта агулов являются боевые башни (Хоредж, Кураг, Рича), крепости (Тпиг, Лутхул), многоэтажные закрытые дома башнеобразного типа с бойницами вместо окон, сигнальные башни на горных перевалах и у дефиле речных проходов, развалины многих заброшенных поселений.

Труднодоступность и оборонительный характер дагестанских поселений отмечали многие путешественники, служащие и военные XVIII и XIX веков. На карте Дагестана, составленной русскими топографами в 1819—1820 годах, показан схематический план селения Рича. Оно расположено на южном склоне горы, окруженной с трех сторон горными речками. С четвертой стороны (с запада) над селением, на горе, стоит оборонительная, башня. По гребню горы, прикрывая доступы к селению с севера, идет крепостная стена. Наличие боевой башни, сигнальных башен на господствующих над селением высотах и в ущельях реки Чирах-чая, между селениями Рича и Тпиг, подтверждает и этнографический материал, и сохранившиеся остатки построек. Примечательным в вышеназванном плане является оборонительная стена вокруг селения Рича, случай; не часто встречаемый в практике дагестанских поселении; тем более, что, по устному народному преданию, селение это было разрушено до основания войсками Надир-шаха.

С именем Надир-шаха у агулов связано мното преданий, в разных селениях имеются разные варианты, но суть в них одна: жестокость и бесчеловечность иранских войск, убийства и грабежи, и в конечном итоге — самое тяжелое — разрушение поселения. Так, одно из преданий в селении Кураг гласит, что в прошлом, до прихода Надира, в Кураге было более 700 хозяйств, и оно было богатым селением с сильным ополчением. Жители его оказали долгое и упорное сопротивление завоевателям, за что селение было разрушено до основания и население перебито, а оставшиеся в живых из мужчин три человека положили начало трем тухумам, существующим ныне в селении. В другом предании, бытующем в селениях, расположенных в Кушан-дере, говорится, что два соседних селения Х1орьа (Харикент) и Сиргъаъ (Сарикент) прекратили свое существование после нашествия иранских завоевателей, а уцелевшая часть жителей переселилась в другие селения.

Характерным для агульских боевых башен является их размещение по краям селений. Например, Хоредж, Кураг, Рича. Во всех этих трех селениях было по три башни. В селении Кураг они находились на восточной стороне, на северной и на западной, а южная сторона была ограничена крутым обрывом, у подошвы которого протекает река Кьушанец1в. От северной башни сохранились остатки фундамента, а западная уцелела до наших дней и имеет 6 этажей.

В селении Хоредж за последние годы была разрушена полностью последняя из трех башен, о которой Б. А. Калоев писал: «единственный памятник такого рода на юге Дагестана». Башни и другие подобные старинные сооружения сейчас находятся под охраной государства. Охрана их должна стать общенародным делом, потребностью каждого жителя, аула. И не только потому, что эти замечательные строения придают облику селений своеобразную суровую красоту, но и потому, что башни, многоэтажные глухие дома с бойницами вместо окон, великолепные мечети со стройными минаретами являются памятью о прошлом, о богатой истории и тревожной жизни агулов.

Говоря об оборонном характере агульских селений, необходимо иметь в виду одно обстоятельство. Агульские поселения, за некоторым исключением (Фита), занимают пологие склоны, расположены близко к дороге. Обычно отсутствие ярко выраженного тяготения селений к высотам объясняется недоступностью самих ущелий, местности. Аналогичное положение мы находим у части аварцев, грузин, чеченцев и сванов;

«Исключительная природная неприступность сванской территории, — пишет Б. Е. Деген-Ковалевский,— замкнутой снежными и скалистыми хребтами, почти нигде не опускающимися ниже 3000 м, и отвесными скалистыми теснинами рек, естественно переводила боевую энергию сванов на защиту не столько отдельных селений, сколько снежных и скалистых перевалов и отвесных каменных дефиле речных проходов». Сказанное выше применимо и к агулам. У входов в Агул-дере, с южной и северной сторон, где ущелье суживается, были расположены большие укрепленные поселения, ныне разрушенные, несомненно выполнявшие роль крепостей, защищавших единственно возможные проходы в ущелье.

Характерным признаком агульских поселений является ориентация по склону, и так как большинство их расположено на южных склонах, то и селения имеют соответственно южную ориентацию. Солнечная ориентация, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям, хозяйственно-бытовому укладу и вызванная суровыми климатическими условиями высокогорья, уходит своими корнями в глубокую древность и характерна для селений всех народов Дагестана. Южные склоны, выбираемые первооснователями поселений, обеспечивали жителям тепло и сухость зимой, что имело огромное значение в связи с тем, что в силу традиций все домашние работы горцы выполняли на воздухе. Кроме того, топить очаг в дневное время специально с целью обогрева жилища в горах не было принято. Лесов в районах центрального Дагестана было мало, а солнечного тепла в горах достаточно, даже в холодные зимние месяцы, чтобы находиться и работать на солнце без теплой одежды. Любимым местом отдыха и работы были глубокие лоджии, террасы -(или крыши нижних этажей), защищенные от ветра. Особое значение южная ориентация приобретает при работах, связанных со скотоводческой направленностью хозяйства (крупный рогатый скот, коневодство, ословодство). Ориентация поселения в целом определялась ориентацией самого склона; дома, как правило, располагались фасадом к нижней части склона. Так, селение Рича ориентировано на восток, Кураг—на юго-запад. Подобное расположение объясняется и особенностями планировки — сбоку (с юга) к дому плотно примыкал другой дом, что лишало их возможности свободной ориентации, и кроме того, ориентация дома на юг в таких случаях связана с большими работами и вызывала дополнительные затраты, на что, правда, иногда шли некоторые хозяева.

Для поселения необходимым условием существования его было наличие поблизости родника, источника. Как бы близко к речкам ни располагалось агульское селение, всегда рядом или даже внутри селения имелся родник, и если он не обеспечивал потребности населения и скота, то дополнительно сооружался искусственный водопровод.

Однако здесь уместно вспомнить о преданиях, говорящих о подземных ходах, ведущих к реке. Видимо, во времена активного функционирования боевых башен и частых нападений извне подземный ход, связывавший башни и отдельные комплексы домов, был действительно связан с тайным источником, как это имело место и в аварских селениях, или выходил к реке. Кстати, в сел. Хпюк и по сей день имеется недалёко от речки (чуть ниже фермы) разрушенный и заваленный проход, который, как рассказывают старожилы, перестал действовать после нашествия Надир-шаха.

В своем историческом развитии агульское селение прошло огромный путь от небольших поселений, заселенных, по всей вероятности, одним небольшим родственным коллективом — тухумом, ведущим свое начало от родового коллектива, через территориально-тухуммую и территориальную сельскую общину до современного крупного колхозного (совхозного) аула. Здесь применимы в определенном понимании слова немецкого ученого А. Мейтцена, который пишет: «На самом деле, до известной степени в каждой деревне мы бродим среди развалин древних времен; и притом таких развалин, которые по возрасту далеко оставляют за собой романтические обломки средневековых замков»

Изучение типологии агульских поселений позволяет выявить пути их развития, которые в основных чертах, являются общими для других народов Дагестана.

Наиболее древним, прослеживаемым по этнографическим и частично археологическим материалам типом является небольшое поселение, населенное одной кровнородственной группой людей — тухумом. Определить время образования тухумного поселения агулов трудно. Можно только сказать, что оно формировалось в период родоплеменной организации и, судя по археологическим материалам, имеет много общего в характере расположения, выборе места, размере, планировке и т. д. с памятниками эпохи бронзы и последующих эпох.

Насколько можно судить по имеющимся материалам, распад тухумных поселений агулов начался в конце первого тысячелетия нашей эры и был ускорен нашествием арабов и монголо-татарских войск.

Исследования кавказских этнографов, в первую очередь грузинских, показали, что почти у всех горцев Кавказа в качестве основной единицы поселения выступала группа небольших населенных пунктов, расположенных по отдельным ущельям. Это грузинское «хеви», абхазское «аапста», сванское «абуасд», осетинское «ком», балкарское «аузу», ингушское «ч1ож», общность которых «покоилась на совместной эксплуатации лесов, горных пастбищ и некоторых сенокосов, а также на общих интересах обороны. Устройство дорог и мостов на своей территории, уход за общинным святилищем, набеги на соседние общины и т. д. составляли немаловажные черты этой общности. Однако, видимо, задолго до крестьянской реформы, с распадом сельско-общинного единства, основной единицей поселения стало село, а вышеуказанные группы, сел, именуемые в последующем «обществами», приобрели значение административных единиц».

Группа селений, расположенных по отдельным ущельям — дере, в одном естественно-географическом микрорайоне, объединялась в союзы вокруг одного, наиболее крупного поселения. Объединение сельских общин было добровольным (вначале) военно-политическим союзом, вызванным необходимостью решать вопросы политического характера более широкого плана.

Об образовании и истории многих агульских поселений сохранились предания, легенды, которые в какой-то степени отражают реальные события, фактические явления.

Согласно преданию, селение Рича образовалось путем объединения остатков жителей двух больших раннесрадневековых городищ Сарфун и Дамх1ал х1оьр и двух небольших поселений Судайхъал х1оьр и Кума. Средневековое поселение Сарфун было расположено у подножия одноименной горы, в излучине двух небольших рек Х1идулан нец1в и Х1оьран нец1в. Поселение находилось на древнейшем торговом пути, который связывал южный Дагестан с северным. В настоящее время на развалинах его построены скотоводческие фермы и хозяйственные помещения колхоза сел. Бедюк и поэтому чрезвычайно трудно проследить контуры бывшего поселения.

Другое разрушенное поселение — Дамх1ал хIоьр— расположено в 5 км от современного селения Рича. Оно располагалось на господствующей над окружающей местностью высоте и могло контролировать участок древнейшей торгово-стратегической магистрали. Судя по строительным остаткам, поселение Дамх1ал х1оьр занимало довольно обширную площадь. Здесь встречается большое количество разнообразных фрагментов керамики, которая исключительно богато орнаментирована. В культурном слое поселения видны многочисленные следы пожара в виде вкраплений угольков.

Совоеменный аул Бедюк, по преданию, образовался после разгрома поселения Сарфун. Считается, что на месте современного села в ту отдаленную эпоху располагались летние хутора ричинцев. В связи с тем, что здесь были идеальные условия для скотоводства, тухумы Халилар и Камбарар из с. Рича переселились сюда на постоянное жительство и образовали небольшой хутор. Несмотря на то, что Бедюк являлся вполне самостоятельной хозяйственной единицей, он до середины XIX в. с селением Рича в политическом отношении составлял одно общество.

Примерно на расстоянии 1500м от поселения Сарфун, на правом берегу р. Х1оран Нец1в расположено другое заброшенное селение— Жугьут1арин хулер, что означает «Еврейские дома». Предание гласит, "то здесь жили вместе и евреи, и мусульмане. Какие-то враги уничтожили это селение и остатки жителей его переселились частично в Бедюк, частично в Усуг. В Усуге еще в начале XX века существовал тухум «жугьут1ар» (евреи).

Селение Тпиг образовалось путем объединения пяти небольших тухумных поселений: Джафугъ, Гьажуар, Зулеран-х1оьр, Кьуриар и Фурдук. Тщательное обследование этих памятников показало, что все они существовали одновременно и являются раннесредневековымн памятниками, жизнь на которых прекратилась в одно и то же время.

Подобно Рича, Тпиг уже к XII в. становится крупным аулом, центром экономической и торговой жизни. Из эпиграфических надписей, хранящихся в школьном музее, мы узнаем, что в XII—XIII вв. в нем была построена крепость. Дагестанские ученые склонны считать, что в указанное время селение Тпиг становится и центром небольшого феодального владения.

История образования, формирования других агульских селений, по преданиям и сохранившимся памятникам, аналогична вышеприведенным, с той лишь разницей, что Рича и Тпиг быстро превратились в крупные политические, торгово-экономические и культурные центры. Так, например, в селение Фита слились Жугьут1ин хуларик, Лулу1динх1ана и собственно Фита. Наличие могильника с домусульманскими захоронениями на его территории, обследование строительных остатков и подъемного материала, упоминание его в местной хронике Х в. позволяют считать, что селение Фита существовало еще в доарабское время. Оно по своему основанию является тухумным, к которому подселились жители вышеназванных заброшенных поселений.

Селение Кураг образовалось из, Цула, К1улардж, Духье, Уьрц1алар и собственно Кураг, а Буршаг — из Джафугъ, Х1оьръагъул и Кьоьттар-т1ал. Обнаруженный могильник в местности «Кьоьттарт1ал» по характеру погребения и инвентаря (керамические, и металлические изделия) является домусульманским, что свидетельствует о древнем бытовании памятника. В пользу этого предположения говорит и куфическая надпись на стене мечети, относящаяся к XI—XII вв., хотя на первый взгляд факт наличия мечети и надписи на ее стене не имеет никакого отношения к раннему существованию селения. Известно, однако, что при распространении ислама основное внимание проповедники его уделяли упрочению своих позиции именно в старых селениях с прочными традициями.

Интересна история двух тухумных поселений, продолжавших существовать самостоятельной общественно-экономической жизнью, не сливаясь с другими, до позднего средневековья. Развалины их хорошо видны и сейчас, и наносились они на крупно-масштабные карты еще в 40-х годах. Это Харикент и Сарикент, расположенные в Кушан-дере, между селениями Арсуг, и Буршаг.

И по мере нарушения родственного принципа расселения, скорее с потерей внутреннего единства, общественного значения тухума («мирасар»), с образованием внутри него нескольких патронимии («мукьуми-рас»), второе название квартала—территориальное или топографическое приобретает большую значимость, чаще употребляется. Так, в селении Рича все кварталы, первоначально носившие тухумные названия: Бега-пур, Муллияр, Кьамтарар, Шулаяр. Зилгаяр, Чанкаяр, Бурчакар,— в XIX веке чаще именуются: Вартик1илар, (Верхний), Хваняхъаяр (Где сидят), Гьанахъар (Загон), Варх1ахъар (Место сбора). Только одно тухумное название ГьачГаяр продолжало бытовать.

Обособленность тухумов, их поквартальное расположение нашли свое яркое отражение и на принципах захоронения. На общесельском кладбище в селении Фита, судя по куфическим надписям на надгробных камнях, с XIII века существовали тухумные участки, граница которых не нарушалась на протяжении последующих веков. Традиции эти были настолько сильны и прочны, что, несмотря на нарушения принципа кровно-родственного расселения, в селении у некоторых тухумов до сих пор сохраняются свои кладбища, свои участки.

На основе некоторых данных можно предположить, что во времена сложения поселений тухумы имели коллективную собственность на некоторые сельскохозяйственные угодия и сооружения. Некоторые сенокосные, пастбищные и другие участки, которые когда-то принадлежали отдельным родственным коллективам, носили тухумные названия.

Однако, несмотря на определенные пережитки кровнородственных отношений, больше проявляемые в общественном и идеологическом единстве, в агульском селении в XIX в. происходит интенсивный процесс постепенного эволюционирования его в чисто территориальное. В селениях появляются кварталы, где проживают смешанно представители разных тухумов, да и сам тухум не представляет уже единого сплоченного коллектива. Имущественная дифференциация, скрытые формы эксплуатации внутри тухума, неодинаковое общественное положение в сельской общине и др. причины приводят к быстрому нарушению не только хозяйственной общности, но и общественного и идеологического единства тухума.

Хотя структурно селение состояло из тухумных кварталов (независимо от их-количества), оно, как правило, делилось территориально на две части: верхнюю и нижнюю. Любопытно, что к словам верхняя — «варти» и нижняя — «хьебе» («ай») для обозначения квартала добавляется слово «к1илар» — «голова», следовательно, получается «верхняя голова» и «нижняя голова». В прошлом во главе каждого квартала — родственного коллектива — стоял глава—«к1илар», который был наделен большой властью, и это нашло свое отражение в названии квартала. С течением времени первая часть названия квартала (тухумная) теряет свое значение и выходит из употребления, а термин, указывающий на территориальное расположение квартала, замещает ее. Так, к примеру, в селении Буршаг вместо термина Ц1ац1ивурк1илар (первая часть слова, являющаяся названием тухума, не переводится) вошло в быт название Вартик1илар. Вторая часть названия, означающая буквально «голова», употребляется как синоним квартала (часть селения). Кроме того в отношениях между жителями этих двух территориальных частей прослеживается скрытое соперничество и недружелюбное отношение друг к другу, большей частью выражаемое через детские игры-войны, шуточно-пренебрежительные песни и прозвища и т. д. (Фита, Буршаг, Друштул). Аналогичное явление обнаруживается у аварцев, рутульцев и других народов. Возможно, это пережиточно сохранившиеся элементы дуально-родового поселения.

Поселения, образованные по сословному принципу, у агулов не обнаруживаются, все они свободного, узденского происхождения. В силу исторических условий, многие из них, начиная с XIV века, периодически попадают в зависимость от феодальных владений — Казикумухского и Кюринского ханств, что, однако, не изменило их внутренней структуры и принципа группировки. Некоторые селения (Буркихан, Яркуг, Бедюк) в XVII—XVIII вв. находились под сильным феодальным гнетом, тогда как другие (Рича, Тпиг, Фита, Буршаг) это ощущали в меньшей степени.

В агульских селениях, не обнаружено рабских кварталов, как это имело место в аварских и даргинских селениях.

На определенном этапе происходит образование хуторов-— небольших сезонных населенных пунктов хозяйственного назначения— «сува-хулар». Постройки в «сува-хулар» носили несколько незавершенный характер, были одноэтажными, без подсобных помещений. Хранение и переработка молочной продукции происходили в жилом помещении. На этих хуторах, как правило, содержался крупный рогатый скот. Согласно преданию, только одно селение - Бедюк возникло как хутор.

Во второй половине XIX в. нарушаются прежние границы поселений и традиционная скученность в планировке. Многие стали расширяться, появились новые кварталы в малозащищенных местах, постепенно исчезает тухумно-родственный принцип застройки. Некоторое оживление получает хуторская система.

Многие агульские селения продолжают сохранять свое первоначальное место расположения. Но это уже не те труднодоступные, защищенные как естественными преградами, так и искусственными сооружениями крепости, с тесно прижавшимися друг к другу глухими постройками, а раскинувшиеся по склону селения со свободными подходами и автомобильной дорогой, с раскрывшимися в сторону склона домами с верандами и балконами. Правда, пока в старых частях селений имеются узкие и крутые улицы, относительная теснота и скученность и еще немало других пережиточно сохранившихся элементов прежней планировки и прежнего заселения.

Развитие поселения, изменения в нем происходят за счет перепланировки улиц, расширения территории, занятой под аулом, модернизации и перестройки домов. Исчезли высокие каменные заборы и сплошные стены из домов, превращавшие улицы в узкие коридоры, появились открытые дома, дворы с насаждениями, широкие ворота. Однако следует отметить, что возможности у многих поселений (Фита, Бедюк, Буршаг, Гоа и др.) для коренного преобразования с учетом сегодняшних требований и культурно-бытового уровня развития ограничены.

Для ряда агульских поселений и хозяйств нет условий для развития, и единственным выходом является переселение на новые места. В последние годы наметился и частично идет процесс переселения аулов на плоскость, на прикаспийскую равнину. Однако обращает на себя внимание тот факт, что на равнине не сложилось пи одного поселения с единым агульским этническим контингентом. Здесь они проживают в основном в четырех вновь образовавшихся поселениях: в совхозах имени Алиева (поселок Мамедкала), имени Карла Маркса (Джалганский сельсовет), «50 лет ДАССР» (селение Чинар) Дербентского района, в совхозе «Кировский» (поселок Дружба) Каякентского района.

В зависимости от рельефа местности агульские поселения принимают разные формы. Но в большинстве своем это ступенчатая форма, которая более характерна для селений, расположенных на склоне (Хпюк, Рича, Друштул, Кураг и др.). Постройки планируются по склону горизонтальными рядами, создавая ступенчато-террасообразную форму. В некоторых случаях плохо прослеживаются горизонтальные ряды — террасы, они изгибаются, прерываются, п правильнее будет эту форму поселения назвать беспорядочно-ступенчатой (Хпюк, Арсуг, Гоа).

Небольшая часть агульских селений имеет горизонтальную планировку (Тпиг, Бедюк). Особенно это характерно для новых кварталов, возникших на ровных участках в наше время (Хутхул, Хпюк, Худиг), и, естественно, для переселенческих поселений на плоскости. Разумеется, горизонтальная форма и планировка горного поселения существенно отличаются от равнинных и имеют свои особенности.

Третья форма, характерная для поселений агулов,— кучевая. Изучение материала показывает, что кучевую форму имели в основном небольшие населенные пункты, расположенные на гребне горы (Буршаг, Квардал, Цирха), тухумные поселения, что угадывается по их остаткам. Некоторые из этих памятников представляют из себя селения-крепости.

Из сказанного следует, что кучевая форма для агульских селений является наиболее древней, исходной. С изменением характера расселения в XI—XIII вв., укрупнением и разрастанием селений изменяется и форма, преобладающей становится ступенчатая, а для кварталов позднего происхождения характерны горизонтальная форма и свободное расположение построек.

Однако вся проведенная нами дробная классификация по формам носит некоторый условный характер: не во всех селениях и не всегда можно определить одну конкретную, единую для всего селения форму. В любом поселении агулов можно найти элементы двух, а то и всех трех форм, которые порой трудно разграничить. Наиболее характерными в этом отношении являются селения Фита, Тпиг, Дулдуг.

Многие путешественники, наблюдатели, военные, побывавшие в дагестанских селениях в XIX в., дают экзотическое, преувеличенно мрачное описание улиц, высказывают удивление по поводу их узости, запутанности и бессистемности.

Изучение вопроса убеждает нас в том, что агульские поселения с самого начала возникновения строились по определенному, заранее учтенному плану. Безусловно, с точки зрения современного человека, улицы, месторасположение, вся система планировки старого дагестанского поселения неудобны для жизни, быта, хозяйственной деятельности и в целом для культурно-экономического развития. Но если к этому вопросу подойти с точки зрения жителя селения XII—XV вв., то нам представляется, что планировка была глубоко продуманной, тщательно выработанной с учетом всех интересов, отвечала хозяйственно-бытовому укладу, уровню общественно-экономического развития, политической обстановке, и во всем этом был разумный расчет и опытное решение.

Характерной особенностью планировки старого поселения является его теснота и скученное расположение домов. Дом-башня, многоэтажный замкнутый комплекс с вертикальным размещением жилых и хозяйственных помещений, являясь основным элементом старого поселения, во многом определял его характер, форму. Дома, тесно примыкая один к другому, создавали сплошную застройку улицы со стороны верхней части склона, а со стороны нижней на нее выходила невысокая стена, ограждающая крыши домов ниже расположенного ряда. Но чаще улица была с обеих сторон застроена домами, которые превращали ее в узкий и кривой коридор.

В поселениях главной или центральной улицы не было, ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая планировка определяла и уличную систему: после каждого ряда или ступенек домов шли горизонтальные улицы, соединенные вертикальными переулками и сходящиеся в конце. Сказанное не следует понимать в буквальном смысле. Конечно строго горизонтальных или вертикально идущих улиц в аулах кет, они изгибаются, переплетаются, приспосабливаясь к рельефу местности, заканчиваются тупиками, продолжаются в виде туннелей, а порой превращаются в природные лестницы. За состоянием сельских улиц следили, предупреждали их размыв, укрепляли их подпорными стенками, мостили булыжником, для выноса мусора и стока воды сооружались крытые канавы.

В планировке и топографии агульских селений, как и других народов Дагестана, определенное место занимали мечеть и площадь перед ней, которые были общественным и в большинстве случаев территориальным центром. Примечетская площадь («гим») служила местом для собраний общины и празднеств. В крупных селениях, помимо центральной площади и большой мечети, имелись и квартальные площади и мечети, почти во всех случаях по количеству совпадающие с числом тухумов (Тпиг, Рича, Буркихан), а в некоторых селениях носящие и тухумные названия. На них обсуждались внутренние тухумные (квартальные) вопросы. На примечетских площадях мужчины отдыхали, сидя на специально устроенных больших камнях, бревнах, выполняли мелкие работы (например, выделка кожи), обменивались новостями, договаривались о сроках сельскохозяйственных работ. Почти все свое свободное от работы время мужская часть населения проводила на «гиме».

С общественной площадью были связаны все улицы селения, а каждый дом — с улицей. Как уже отмечалось, улица была общественным достоянием, о которой заботились все жители селения. Никто не мог не только перегородить улйпу, но и сузить ее, поэтому во многих случаях хозяева при строительстве вынуждены были идти на большие расходы, закругляя углы построек на поворотах улиц.

Начиная с середины XIX в. меняется традиционная скученная планировка, в новых кварталах наблюдается более свободное расположение домов. Чем ближе к нашим дням, тем сильнее проявляется эта тенденция. В настоящее время планировка и форма разросшихся за последние годы кварталов отличаются свободным расположением домов, относительно широкими улицами, типами построек, зелеными насаждениями. Некоторые изменения происходят в старой части аула, частично расширяются и благоустраиваются улицы, появляются насаждения.

Категория: Агулы | Добавил: navruzovplanet (28.09.2008)
Просмотров: 1812 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: